Ни для кого ни секрет, что даже одна перенесенная гипокома, особенно у детей, может стать тяжелым эмоциональным стрессом для семьи и пациента, привести к стойкой психологической боязни низких сахаров. Страх вновь пережить это опасное для жизни состояние пробуждает стремление не допускать даже малейшего отклонения уровня гликемии ниже нормы – ради этого некоторые пациенты намеренно держат себя на несколько повышенных сахарах. Я вспоминаю пациентку, у которой по утрам сахар был высоким. На наши предложения изменить схему лечения, увеличить дозу ночного инсулина она всякий раз отвечала отказом: "Я буду гиповать, и тогда у меня поедет крыша".
Но давайте разберемся, насколько обоснованы ее опасения. Действительно, есть данные, что тяжелые гипогликемии приводят к некоторому замедлению мыслительных процессов в головном мозге. Однако в последнее время все чаще публикуются результаты исследований, которые показывают, что эпизоды как гипо-, так и гипергликемия имеют примерно одинаковый негативный эффект на деятельность мозга и на качество жизни пациента. Поэтому, когда вы решаете, что выбрать: строгий контроль СД с некоторым риском гипогликемией или такое течение диабета, когда вообще не "гипуешь", надо помнить, что и низкий, и высокий сахар одинаково влияют на умственные способности, однако хорошая компенсация диабета уменьшает риск развития ретинопатии на 76%, нефропатии – 30%, нейропатии – на 60%. Кроме того, высокий сахар ведет к более быстрому развитию атеросклероза, в т.ч. сосудов головного мозга со всеми известными последствиями. Каждому решать самому, но я твердо убеждена, что первый вариант – наиболее оптимальный, так как предупреждение осложнений, влияющих на качество жизни, относится к главной цели пациента с диабетом и врача, который его лечит.
Что касается тяжелых гипогликемий, то наш практический опыт показывает: чаще всего их причиной становятся элементарные нарушения инсулинотерапии, а не поддержание хорошей компенсации СД. Например, мама сделала сыну инъекцию инсулина, поставила завтрак на стол и убежала на работу. А сынок решил еще поспать десять минут, и уже "скорой помощи" пришлось его "будить". Другому пациенту медсестра в заводском медпункте ввела 1 мл "короткого" инсулина. Она редко имела дело с такими препаратами, для нее было привычно вводить антибиотики по 5-10 мл или 1-2 мл витаминов. А 1 мл инсулина – это 40 ЕД! Результат – тяжелейшая гипокома. Или еще очень частая ошибка, когда путают типы инсулина и вместо длинного на ночь вводят короткий.
Всех этих случаев избежать просто, если быть очень внимательным. Всегда лучше перепроверить, сколько и какого инсулина собираешься ввести. И даже если вам собирается делать инъекцию опытная медсестра в эндокринологическом учреждении, не стесняйтесь спросить у нее об этом.
Васильев БС
Комментариев нет:
Отправить комментарий