Сегодня в Украине действуют сотни центров, клиник и отделений пластической хирургии. Все они предлагают услуги по изменению внешности в лучшую сторону — их называют эстетической медициной. Но на практике так происходит не всегда. Иногда вместо обещанной красоты люди получают уродства.
Статистики, сколько операций в Украине заканчиваются неудачами, никто не ведет (хотя, по словам Виктора Сердюка, Вице-президента Всеукраинского Совета защиты прав и безопасности пациентов, их может быть до 15% от всех пластических вмешательств — так, как в развитых странах), но периодически такие случаи становятся достоянием прессы — пострадавшие пациенты скандалят и судятся, чтобы им возместили ущерб и все переделали. Иногда они добиваются успеха, иногда — нет. Мы узнали, как обезопасить себя и не стать жертвой пластического хирурга.
КАК ВЫБИРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА. Закона о пластической хирургии или эстетической медицине в Украине нет. «Пластической хирургией занимаются специалисты разных хирургических специальностей — общие хирурги, онкохирурги, ЛОР-хирурги, челюстно-лицевые хирурги и т.д. — говорит Василий Пинчук, доцент кафедры комбустиологии и пластической хирургии Национальной медицинской академии последипломного образования им. П.Л. Шупика, Председатель комиссии по сертификации Всеукраинской ассоциации пластических, реконструктивных и эстетических хирургов. — Поэтому первый документ, которым должен поинтересоваться пациент, пришедший на прием к специалисту по эстетической медицине — сертификат о специальности хирурга. Если специалист предлагает не банальную операцию (например, круговой подтяжки лица), то поинтересуйтесь у него вторым документом — удостоверением о прохождении курсов усовершенствования по определенному разделу пластической хирургии (например, пластической хирургии лица или пластической хирургии молочных желез). Затем проверьте лицензию клиники на практику по хирургии. Она должна быть выдана Минздравом Украины. Кроме этого, пациенту нужно навести справки о хирурге, клинике, узнать отзывы пациентов. Помочь навести справки также можно в Ассоциации пластических хирургов (www.uapras.org.ua). Тогда вероятность некачественных услуг пластической хирургии будет сведена к минимуму«.
НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ В ДОГОВОРЕ. Хороший специалист — это много, но еще не все. Как говорится, «и на старуху бывает проруха«. Поэтому, чтобы было с кого спросить, если услуга будет предоставлена некачественно, рекомендуется заключить с медицинским учреждением, где будет проводиться операция, письменный договор. «В договоре должно быть четко прописано, какую именно услугу вам собираются предоставить, ее стоимость, какой результат она может дать и др. — инструктирует Сергей Антонов, адвокат по медицинским делам, кандидат юридических наук, руководитель Центра медицинского права, научный сотрудник Института государства и права им. В. М. Корецкого НАН Украины. — Не лишним будет и компьютерное моделирование, если оно есть в клинике, тогда можно четче представить, скажем, какой формы величины станет грудь, нос или ушные раковины после операции. После распечатки результатов моделирования, пациенту и представителю клиники желательно поставить подписи на таком «проекте« — тогда не будет разговоров, что «я рассчитывал на одно, а получил другое«. Также в договоре обязательно должны быть перечислены возможные операционные риски и осложнения, обязательства клиники в случае некачественно предоставленной услуги. Нередко в договоре (или приложениях к нему) указываются, какие могут быть последствия после операции (в которых нет вины врача), например, рубцы, снижение чувствительности, отечность, болезненность в течение какого-то времени, изменение цвета кожи в холодную погоду и др. После оплаты операции важно взять расчетный документ — чек или квитанцию к приходному кассовому чеку — без этого доказать в случае чего, какую суму вы заплатили за услугу, будет тяжело«.
ПАЦИЕНТУ НА ЗАМЕТКУ
1. Наведите справки о клиниках и ее специалистах, посмотрите фото «до и после».
2. Проверьте лицензию клиники на хирургическую практику.
3. Ознакомьтесь с сертификатом специалиста и его удостоверением о прохождении курсов тематического усовершенствования.
4. Обследуйте весь организм — вдруг у вас есть противопоказания к операции или показания к терапевтическому лечению.
5. Не делайте операции без письменного договора с клиникой о медицинской услуге, в котором описаны все риски.
6. Возьмите чек или кассовую квитанцию об оплате услуги.
7. Если вы недовольны результатом вмешательства, сразу подключайте адвоката.
ЕСЛИ ВЫ ПОСТРАДАЛИ. Вероятность компенсации ущерба клиникой зависит от того, легально ли вы получали у них услуги и какие документы имеете на руках. «Идеально, если у пациента на руках договор и чек об оплате услуги, — говорит Сергей Антонов. — В этом случае обычно не представляет особого труда добиться от медиков устранения недостатков и осложнений. На практике они не заинтересованы потерять пациента, претензии и иски — мощная антиреклама как клинике, так и врачу — если он допустил грубые нарушения и ошибки, то может потерять хорошо оплачиваемую работу и даже больше никогда не работать в сфере пластической хирургии — информация об ошибках пластических хирургов распространяется не только среди пациентов, но и среди работодателей. Но бывает, что врач не признает себя виновным — тогда без адвоката не обойтись (а лучше посоветоваться с ним еще перед своим визитом с претензиями в клинику — чтобы не сделать юридических ошибок). Даже если у вас на руках только документ об оплате операции, вероятность защитить свои интересы довольно высока.
А вот если документов нет никаких, то добиться компенсации будет тяжело. «В этом случае алгоритм такой: настойчиво обращаетесь с претензиями к тому специалисту, который вас оперировал (в большинстве случаев он постарается «тихо» и бесплатно решить все проблемы). — информирует адвокат. — Если же он не идет навстречу, нужно официально обращаться к руководству медучреждения, где вас оперировали, требовать выписку из вашей медицинской карты (если такую, конечно же, оформляли) с полной информацией что именно за вмешательства проводились и кто их делал. Чтобы юридически закрепить негативные последствия неудачной операции, обращайтесь в другие медучреждения и просите заключения о состоянии здоровья. Собрав документы, обращайтесь в органы защиты прав потребителей, в прокуратуру, в суд — везде можно доказать свою правоту и добиться компенсации. На практике, после обращения пациента в контролирующие и правоохранительные органы до этого несговорчивые эскулапы часто сами предлагают ее. Если такого такого предложения не последовало, или вы не о чем не договорились, можно (с помощью адвоката, который специализируется в сфере медицины) подать исковое заявление в суд, который решит вопрос о выплате справедливой компенсации«.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Андрей Стасюк, преподаватель Львовской академии искусств, получил травму носа. «Я потерял товарный вид, — жалуется Андрей, — мне было неудобно появиться на улице, прийти на работу. Начал узнавать у знакомых врачей, кто бы мне помог. Один из них, который представился пластическим хирургом, убедил меня сделать у него в одной из Львовских больниц операцию — установить искусственный имплантат, исправляющий форму носа. Я не узнавал, есть ли у него лицензия, не подписывал никаких документов, просто заплатил на руки 250 долларов и поверил — во мне сидело убеждение, что врач не сможет навредить. Операция была сделана. Прошло две недели. Мне сняли повязку. Увиденным я был неприятно удивлен: нос в местах надрезов был покрасневшим, с рубцом. Но врач успокоил меня, мол, помажь мазью — и все заживет. Я делал, как советовал врач, но за две-три недели стало еще хуже: нос опух, покраснение усилилось, появились гнойные выделения«.
Фото слева - до неудачной операции, справа - после
Прошло несколько месяцев. Андрей еще много раз выходил к врачу, требуя помощи. «Тогда я заметил в клинике других людей, недовольных результатами и пожалел, что не обращал внимания, что это за люди и почему они здесь раньше. Каждый раз врач давал новые назначения, страдалец послушно делал «добровольные« благотворительные взносы в больничный фонд, а становилось только хуже. Андрей направился на консультацию профессора в Львовский мединститут. Специалист дал заключение: трансплантат инфицирован, его нужно удалить. Предстояла вторая операция, уже у другого специалиста. «Только тогда я узнал, что перед операцией хирурги обязаны знакомить пациента с предстоящими рисками, — сетует Андрей, — и делать ее они имеют право, только если я поставил подпись на бумаге«.
Источник инфекции удалили, но теперь преподаватель остался без носа. Восстановить справедливость не удалось даже после обращения в милицию и заведения криминального дела: следствие не нашло состава преступления в действиях врача, хоть и оказалось, что он был не пластическим хирургом, а стоматологом и имел сомнительное право проводить такие операции. Подключив хорошего адвоката, Андрей без суда смог добиться выплаты морального ущерба (ее величину он разглашать не захотел) и подписания врачами больницы, где ему навредили, договора, согласно которому они обязывались восстановить лицо.
МНЕНИЯ
Денис Юрченко, заведующий хирургическим отделением клиники эстетической хирургии «Виртус«:
«По вине врачей действительно случаются оплошности, причем даже у маститых спецов. Как говорится, даже самый лучший врач может сделать плохую операцию и даже самый худший может ее сделать хорошо. Это человеческий фактор. Но точно так же и сами пациенты бывают виноваты в том, что возникают негативные последствия после вмешательств. Первым делом потому, что упрашивают врача сделать им какую-то операцию тогда, когда специалист не видит к ней никаких показаний и предупреждает, что «это вам не надо«. В этом случае после операции повышается риск осложнений и вины хирурга в этом нет. Следующий вариант — когда пациенты скрывают, что страдают, например, аллергией или имеют какие-то хронические заболевания, например, сахарный диабет (в клиниках пациента обязаны проверить со всех сторон, но предусмотреть все на 100% нельзя). После вмешательства пациент может не соблюдать рекомендаций врача по режиму послеоперационного периода. Скажем, если врач рекомендует ограничить физическую активность или не курить, а пациент не следует этим советам, то послеоперационная рана будет заживать дольше, чем прописано. А если после липосакции пациент будет есть все без разбору, то лишний вес к нему вернется намного быстрее, чем ему бы хотелось«.
Роман Пилипьев, адвокат по медицинским делам юркомпании «Зубр«:
«Если пациент пострадал несильно, то и решить вопрос — не проблема, особенно если вовремя подключить адвоката который не доведет дело до суда. Этого не нужно делать, во-первых, по той причине, что у него просто может не хватить терпения дождаться, когда оно окончится: такое дело может рассматриваться до 3 лет и даже больше (одна из причин — отсутствие закона о пластической хирургии). А, во-вторых, потому, что вторая сторона тоже может подключиться к процессу, «подмазать« (а ресурс у клиники всегда больше, чем у пациента) и решение будет принято не в пользу пострадавшего (тем более, что конечное решение принимается судебными медиками, а медик медику «глаз не выклюет«). А вот если пациенту нанесены тяжелые телесные повреждения и это зафиксировано в бюро судебно-медицинской экспертизы, то тут у суда нет другого выхода, кроме как назначить горе-специалистам меру уголовного наказания и компенсацию ущерба«.
Отдаете предпочтение круизам вокруг европы? Заходите сюда - www.cruclub.ru!
Комментариев нет:
Отправить комментарий